Sunday, April 25, 2010

Размышления о судьбе народа и государства


Эсенкул Момункулов
Соискатель, Дипломатическая Академия МИД КР

Мне не хочется обвинять прежнюю или хвалить нынешнюю власть в событиях 7-8 апреля 2010 года. Что произошло, то произошло. Бесспорно, было много разных предпосылок и причин для этого. За неимением элементарной возможности использовать конституционные механизмы для выражения своего недовольства народ Кыргызстана был вынужден прибегнуть к свержению режима Бакиева.

Хотелось бы верить, что народ впредь приобретет демократические рычаги для смены недобропорядочной власти мирным путем, исключая вероятность повторения печальных событий 7-8 апреля. Осознавая множество проблем в нашей стране, я бы хотел акцентировать внимание на двух из них: поляризация общества и коррупция. Решение этих двух проблем, на мой взгляд, является краеугольным в обеспечении стабильности и улучшения благосостояния нашего народа.

Угроза поляризации общества

В этот раз удалось избежать гражданской войны и раскола страны благодаря мудрости народа и вопреки стараниям некоторых безответственных политиков. Народ не поддался на провокации политиков и «лидеров» движений и группировок, которые хотели воспользоваться случаем для решения собственных амбиций и целей. Мне верится, что все те, кому не безразлична судьба нашего народа и страны, придерживаются мнения, что необходимо объединиться для сохранения нашей государственности.

Для предотвращения поляризации населения немаловажно, чтобы новая власть не дала возможности недобропорядочным чиновникам начать «охоту на ведьм». Мы не должны забывать, что не все, кто занимал высокие государственные должности при режиме Бакиева, являлись коррупционерами. Многие государственные служащие так же являлись жертвами и заложниками той системы.
Как бы горько это ни звучало, но существует реальная угроза, что народ Кыргызстана больше не сможет вынести таких сильных потрясений и окончательно расколется на части и потеряет свою государственность. Хотелось бы верить, что никто больше не возьмется испытывать судьбу на благосклонность и подвергать страну опасности, надеясь лишь на одну мудрость народа.

Несомненно, правление Бакиева завело Кыргызстан в тупик, но, тем не менее, каждый кыргызстанец должен понимать всю трагичность ситуации. Трагично то, что люди потеряли своих родных и близких, а также тот факт, что Кыргызстан с момента обретения независимости до сих пор не смог встать на путь демократии. Прискорбно, что народу во второй раз пришлось прибегнуть к силовому методу свержения власти для решения накопившихся проблем в стране. Мы должны окончательно покончить с системой, взрастившей и подпитывавшей таких президентов, как Акаев и Бакиев, а не ограничиться только их физическим отстранением от власти.

Раскол в обществе ставит нас в уязвимое положение перед нашими недоброжелателями. Отрадно, что голоса, призывающие соотечественников руководствоваться интересами только всего народа и страны, а не отдельных заинтересованных групп или политических партий, преобладают в нашем обществе. История имеет множество примеров того, что ни одна политическая идеология не могла существовать долго, поступаясь интересами страны и народа.

Политики, каких бы убеждений ни придерживались, должны прежде всего понимать, что интересы страны и народа святы и первостепенны. Не только политики, но и каждый кыргызстанец должен осознавать, что любые политические цели и амбиции должны быть принесены в жертву, когда речь идет об интересах страны и народа.

Нам стоит задуматься над следующими вопросами: как мы будем воспитывать наше новое поколение, которое уже стало свидетелем двух революций; не получится ли так, что государственные перевороты обретут хронический характер; и может ли каждая группа, обделенная властью, рассчитывать на насильственное свержение власти? Молодое поколение ясно должно понимать, что народ дважды прибегнул к насильственному захвату власти только из-за того, что не оставалось других, кроме «оперативного и короткого», путей для предотвращения грабежа страны предыдущими президентами.
История рассудит, правильно ли мы поступили, избрав революционный путь, так как решение государственных задач требует комплексных мер, колоссальных усилий и занимает долгое время. В эпоху глобализации, когда во всем цивилизованном мире происходят интеграционные процессы, мы должны вырваться из цепей клановых, региональных, национальных и других делений, которые не дают нам развиваться и шагать в ногу со временем.

Коррупция – зло всех времен и народов

Хотя кыргызстанцы едины во мнении, что власти Бакиева должен был прийти конец, взгляды расходятся в том, как это должно было произойти, учитывая, какую высокую цену пришлось заплатить за свержение его режима и как много предстоит сделать, чтобы жизнь действительно изменилась к лучшему. Как бы там ни было, народ Кыргызстана надеется, что молодые люди отдали свои жизни и здоровье не зря, и требует от нового правительства решительных действий по искоренению коррупции на всех уровнях власти, обеспечения условий для достойной жизни всех кыргызстанцев.

Так почему народ во второй раз, с коротким промежутком времени восстал против власти в Кыргызстане? Разве не оказались мы в этой ситуации потому, что фундаментальные проблемы народа Кыргызстана не были решены со времен обретения независимости Кыргызстана после распада СССР? Учитывая этот факт, мы не должны тратить время на воспевание од нынешней власти и топтание в грязь старой.

Что могло помешать революционерам 2005 года провести обещанные реформы в политической, экономической и других сферах жизни для улучшения благосостояния населения Кыргызстана? У К. Бакиева был исторический шанс стать отцом нации, используй он все предоставленные ему судьбой возможности для построения подлинной демократии в стране. Как мы все знаем, Бакиев после ряда провалившихся попыток изменить акаевскую конституцию решил сохранить статус-кво. Возможно, он решил, что грех не пожинать плоды коррупционной системы, которая так усердно выстраивалась за многие годы правления Аскара Акаева. Мы стали свидетелями, как Бакиев «усовершенствовал» эту порочную систему и во многом превзошел своего предшественника.

Несомненно, бороться с коррупцией в нашей стране будет очень сложно, учитывая масштабы и охват, которые она обрела за многие годы. Уже в утробе матери ребенок становится свидетелем коррупции, так как родители его сталкиваются с еще сохранившейся «советской бюрократией» и коррупцией во многих государственных больницах и родильных домах. Коррупция сопровождает кыргызстанца в каждой сфере и на каждом этапе жизни – в детском саду, в школе, в университете, на работе – и так до самой кончины. Но нет ничего невозможного, и каждый кыргызстанец на своем уровне должен воспрепятствовать проявлениям коррупции, выполняя свой гражданский долг.

Хочется верить представителям нынешней власти, которые заверяют, что не будет нового передела собственности, и все объекты, приватизированные и проданные за бесценок, будут возвращены истинному владельцу - народу. Народ требует наглядных примеров для того, чтобы новая власть и дальше укрепляла свою легитимность в глазах народа. Народ будет судить по изменениям на бытовом уровне, а не по ВВП или другим заумным статистическим показателям, которыми бывшая власть раскидывалась на каждом углу.
Народ заметит эти изменения по тому, например, как сотрудники ГАИ перестанут взимать мзду на дорогах. Народ не стал бы подвергать своих лучших сынов опасности только ради отмены 60-тыйынового подключения операторов сотовой связи или отмены высоких тарифов на коммунальные услуги. Народ возжелал полного искоренения коррупции на всех уровнях и во всех ее проявлениях.

Остро стоит вопрос решения накопившихся насущных проблем населения Кыргызстана. Что мы имеем на данном этапе, и какие первостепенные задачи надо решать, чтобы достойно выйти из данной ситуации? Без активизации малого и среднего бизнеса, который и без того сильно пострадал от недавнего мирового экономического кризиса, а также внутриполитической нестабильности в Кыргызстане, не будут поступать столь необходимые налоги для пополнения бюджета страны. А без налогов правительству придется занимать у иностранных кредиторов и соглашаться на все их условия, которые могут быть отнюдь не в интересах нашего государства.

Мы не должны оглядываться на великие державы в принятии всех наших решений, чтобы избежать участи марионеточных стран. Стоит не забывать, что нам и нашим потомкам придется возвращать кредиты, которые нам щедро предоставляют или обещают предоставить иностранные государства и международные фонды. Иначе мы никогда не сможем выйти из этой долговой ямы и не займем свое достойное место среди других суверенных государств.

В первую очередь необходимо решать проблемы бизнесменов, пострадавших от мародерства. Необходима всесторонняя поддержка этим бизнесменам со стороны государства, будь то послабление налогового и таможенного бремени, предоставление льготных кредитов или возмещение ущерба. Безусловно, частная собственность должна оставаться неприкосновенной и охраняться государством всеми необходимыми средствами.

Подобные последнему волнения, конечно же, отбрасывают страну на десятки лет назад во всех сферах жизни. Кыргызстан не самая большая страна в мире по численности населения, и мы должны дорожить каждым из наших соотечественников. Разочаровавшийся в политической нестабильности специалист, который решает покинуть страну, – большая потеря для экономики Кыргызстана, который и без того испытывает кадровый голод. Экономика Кыргызстана с ее ограниченными ресурсами не может позволить себе инвестировать в специалистов, а затем терять их.

Необходимо дать квалифицированной молодежи возможность взять ответственность на себя в обновлении и управлении страной. Молодежь верит, что она находится выше национальных, клановых и региональных делений и не запятнана коррупцией, что может послужить двигателем реформ во всех сферах жизни. Необходимо кардинально менять принципы отбора кадров в государственные органы власти. В мировой практике существует множество примеров прозрачного и беспристрастного отбора кадров.

Государственная служба должна быть авторитетной, высокооплачиваемой и с множеством льгот для того, чтобы каждый госслужащий дорожил своей работой и работал над повышением своей квалификации. Государство должно заботиться о благосостоянии госслужащих, чтобы те, в свою очередь, обслуживали население честно и на самом высоком уровне. Без решения вопроса достаточного финансирования государственных служащих невозможно системно бороться с проявлениями коррупции.

Как восстановить доверие к МВД, СНБ и другим правоохранительным органам? Правоохранительные органы были превращены прежними властями в инструменты для личного обогащения и подавления народной воли. Отбор профессионалов и достойная зарплата деполитизирует эти органы, и тем самым вернет им былую славу хранителей спокойствия и мира. Митинги представителей правоохранительных органов и других национальных меньшинств, захват земель, а также другие выражения недовольства населения – это лишь маленькая часть последствий преступного бездействия предыдущих властей.

Прогрессивная часть населения хочет верить, что это последняя революция на нашей благодатной и многострадальной земле. Как бы хотелось, чтобы какие-либо перемены в стране происходили не за счет переворотов на центральной площади столицы, а посредством демократических выборов и революций в сердцах и головах наших соотечественников.

«Открытый Кыргызстан»21.04.2010

No comments:

Post a Comment